Итоговый отчёт за 5 класс5 класс оказался для меня крайне трудным и сложным, а также долгим (3 года 8 месяцев непрерывного обучения).
Сложности начались с самого начала класса. Я помню, что первый отчет (ненулевой) дался мне с огромными усилиями, "как будто в одиночку затащила рояль по лестнице на 7 этаж". Мне казалось (не знаю, права ли я была), что нельзя первый же отчет в классе делать нулевым. И я постаралась сделать ненулевой, но после этого сидела на нулевых почти 5 месяцев. Первый отчет в классе я выложила 25.12.2015, а ненулевой отчет №2 был за 21.05.2016 - он был сборным, а до этого не получалось даже сборный сделать ненулевой.
Затем в течение почти трех месяцев номер отчета был №2.
Сейчас, при написании итогового, я попыталась разобраться, 
в чем была причина такого трудного начала класса. В предшествующий месяц были серьезные проблемы со здоровьем, потом обострение депрессии - вероятно, в тот период было разумнее немного восстановиться, посидеть на нулевых, и только потом начинать 5 класс, но я решила все же начать побыстрее...
При этом я отдавала себе отчет в том, что все до единого новые задания 5 класса - одновременно и очень сложные для меня (из-за затяжной депрессии эти задания "проседают" сильно), и очень важные. Я осознавала, как важно для меня проработать эти вопросы, и с самого начала настраивалась на тщательную проработку. Если были хоть малейшие замечания к себе по одному из заданий, я его себе не засчитывала (за исключением самого первого отчета в классе).
Главные причины, которые больше всего меня "тормозили" в продвижении по классу: затяжная депрессия, хроническое плохое самочувствие, высокая занятость и хроническое переутомление. 
Но были и задания, из-за которых никак не получалось сделать ненулевой отчет (даже сборный) и тогда, когда всех вышеперечисленных причин не было. Это задания, по отношению к которым было сильное внутреннее сопротивление: Бл+Хв, АБ, УОВО, КСД, ХС и уборка с любовью.
Что помогало в продвижении по классу (в нумерации отчетов):1) внимательные, чуткие, заботливые наставницы, их поддержка, ободрение. Например, когда наставницей была 
Darra - август 2016 - у меня появились два ненулевых отчета; наставница  
Танилья - сентябрь 2016 - четыре моих ненулевых отчета 
подряд, причем даже не сборных!
Я писала в одной из тем:
когда появилась Танилья, когда она стала нас ободрять и одобрять, принимать, когда буквально окутала нас волнами своей любви, внимания, заботы, тепла и доброты, позитивных эмоций, у меня наступил настоящий прорыв! За две недели ее наставничества я продвинулась ровно на столько же ненулевых отчетов, на сколько за предыдущие 8 с половиной месяцев! И при этом огромные изменения к лучшему в выполнении практически всех заданий, которые очень долго были для меня проблемными - а теперь всё стало получаться!!!
Также в тот период мне помогла и моральная поддержка: 
Darra, 
Оливушка, 
Zirra, 
Селена, 
Солей, и я всем им очень благодарна за эту поддержку!
Такое было и дальше при обучении в 5 классе. Замечу, что за время обучения в 5 классе мне стало легче получать этот ресурс изнутри себя, стала меньше потребность во внешней поддержке (хотя я по-прежнему ей рада, но получается теперь справляться и без нее, а это крайне важно!).
2) Курирование. На него мне требуется много сил, но оно и вдохновляет меня достаточно. Многие ненулевые отчеты в первый год обучения в 5 классе я сделала в разгар курирования или сразу после его окончания.
Нулевые отчетыОтчеты, даже нулевые, помогали мне структурировать жизнь, что очень важно при депрессии. В начале класса я делала их практически ежедневно. Позднее промежутки между отчетами стали несколько больше.
Иногда бывало так, что свой отчет я писала (на компьютере), но не выкладывала, т.к. отдавала себе отчет: у меня нет сейчас сил прокомментировать чужой отчет даже коротко. Иногда в таких случаях выкладывала отчет с опозданием, а часто просто пропускала - он так и оставался у меня на компьютере (если 14-дневный срок не поджимал). 
Мне время от времени советовали делать сборные отчеты. Я старалась это делать, но часто из-за "проблемных" заданий все рушилось: например, с огромными усилиями сделаю в первый день почти все задания класса, а на второй день не получается заставить себя написать Бл+Хв (хотя есть и время, и силы, и все, что угодно - но есть и сильное внутреннее сопротивление, именно оно и побеждает).
Были также предложения "делать хотя бы на троечку, но ненулевой"; но я уже по прошлому такому опыту знала, что для меня это неэффективно. Если продвигаться по классу формально, не отработав как следует задания, дальше будет только сложнее.
Часто я принимала осознанное решение временно посидеть на нулевых, т.к. энергии было мало.
В общей сложности 5 классе я обучалась 3 года и 8 месяцев (непрерывно, ни разу не попадая в список ДВ, но с множеством нулевых).
За это время меня дважды переводили в другой класс, поэтому отчеты "разбросаны" по разным темам.
25 декабря 2015 года выложила первый отчет в 5 классе,
с 25.12.15 по 30.04.17 обучалась в 5 "В",
с 1.05.17 была переведена в 5 "Б", 
с 9.04.18 переведена в 5 "А".
В мае 2017 пробовала проанализировать свое продвижение по 5 классу, результаты разместила в своем дневнике:
https://форум.школа-женского-счастья.рф/index.php?topic=6079.msg1632202#msg1632202Время от времени я делала "промежуточные отчеты" - анализировала, что получается и что нет в конкретных заданиях класса; это очень мне помогало и при обучении, и сейчас - при написании итогового.
Задания, которые постоянно не выполнялись из-за внутреннего сопротивления: 
- Бл+Хв (внутреннее сопротивление процессу написания, хотя Бл проговаривала мысленно, а Хв - не могла найти для себя хороших слов),
- АБ (страшно сталкиваться с болезненными событиями или с теми, которые как-то с ними связаны; страшно даже одну строчку написать про такое; при этом внутренняя установка "хватит уже описывать безопасные события, возьмись, наконец, за то, что по-настоящему важно!", препятствующая описанию "безопасных" событий)
- УОВО - внутреннее сопротивление из-за депрессии
- КСД - сильное внутреннее сопротивление, которое изо всех сил преодолевала
- ХС и уборка с любовью
Со всеми этими заданиями ситуация заметно улучшилась после пары десятков сеансов активной работы с психологом: выявила внутренние причины, по которым было внутреннее сопротивление, удалось частично снизить воздействие некоторых из этих причин.
Задания, которые не выполнялись в основном из-за нехватки энергии:
 
ГП+АИ - для написания надо много энергии, ее часто не хватало
Шар - не хватало энергии даже на шары себе
Любовь мужу - делала "переплавку негатива", мне это нравилось, ощущался эффект и у меня, и у него. Но у меня это отнимало очень много энергии.
Контроль речи - думаю, что в первую очередь проблемы были с тем, чтобы сосредоточиться, не забывать
ДП - тоже часто просто забывала об этом задании из-за усталости
Пожертвования - для меня самый естественный вид пожертвования - знаниями, временем, вниманием; на это нужны силы. То же касается варианта "накормить кого-то". 
Повышение ЛЭ - как ни странно, для выполнения действий по повышению ЛЭ надо, чтобы уже был какой-никакой уровень энергии. У меня часто были не удовлетворены элементарные физиологические потребности - сон, еда, хотя бы минимальный уровень здоровья; я старалась заниматься этим в первую очередь.
С какими заданиями особенных проблем не было (не считая проблем с самочувствием):
УС (правда, подсознание не всегда раскрывалось, но в дни, когда не было проблем с самочувствием, писать удавалось).
Позитивка (одно из любимых и самых простых для меня заданий, при этом очень полезное).
В первый раз я проверочные делала через 3 месяца после начала класса, в тот период номер отчетного дня все еще был №1.
Эти проверочные были выложены в теме отчетов для 5В и 5Г классов. Позднее, когда меня перевели в 5Б, а затем и в 5А, я вносила отдельные дополнения в отчеты.
Проверочное задание №1 - "Женское оружие" (31.03.2016, дополнение от 29.08.2019)
Проверочное задание №2 - Счастливая женщина (1.04.2016; дополнение от 22.07.2018 и от 29.08.2019)
Проверочное задание №3 - Приятная жена, подруга, мама (1.04.2016; 22.07.2018; 29.08.2019)
Проверочное задание №4 - Пожертвование (не меняла с момента написания; 29.08.2019 просмотрела, принципиальных изменений нет)
Написав последний отчет в 5 классе, я перечитала проверочные еще раз и решила написать окончательные версии, уже в теме проверочных для 5А класса.
Проверочное задание №1 (последняя версия, 1.09.2019)
Проверочное задание №2 (последняя версия, 1.09.2019)
Проверочное задание №4 (последняя версия, 1.09.2019)
ПЗ №3 - оставила в версии от 29.08.2019.
Также после окончания 5 класса я описала выполнение дополнительных заданий:
Дополнительные задания №1-3 Дополнительные задания я выполняла в течение класса, для себя пометки делала, но в тему отчетов по проверочным ранее не выкладывала.
В ответах на вопросы дополнительного задания №3 указаны важные осознания, благодаря которым я поняла, почему так долго сидела в 5 классе (а не сходи к психологу - вполне могла бы застрять и еще на несколько лет); почему у меня не получались ключевые задания класса даже при наличии сил, времени и мотивации.
 – по-разному. Чаще получалось.
Таких глобальных проблем с УС, как раньше, у меня в 5 классе вроде бы не было. 
Если я их не писала, то в основном либо из-за нехватки времени утром (если проспала и тороплюсь), либо из-за плохого самочувствия утром, нехватки физических сил. 
Одно время из-за самочувствия не могла писать УС по правилам, поэтому не засчитывала себе их.
Внутреннего сопротивления написанию УС вроде бы не было. Правда, была проблема: я часто не могла писать в УС то, что действительно хотела, т.к. боялась, что эти УС будут найдены. У этой проблемы есть решение (уничтожать УС; я придумала для себя способ "писать строчки поверх строчек" - так, чтобы нельзя было ничего прочитать), но это работает, если осознаешь эту проблему. А некоторые мысли прячешь даже от себя, даже в полусонном состоянии психологические защиты мощные и не дают затрагивать самые болезненные вопросы. 
У меня часто бывало, что я честно писала УС, по всем правилам, но подсознание в них так и не раскрывалось, как бы блокировалось. И в итоге в УС оказывался записанным план на день, или сухое описание предыдущего дня, и т.п. - хотя вроде бы и писала в полубессознательном состоянии.
Ближе к концу класса после работы с психологом стало гораздо проще писать УС.
В последний месяц обучения в 5 классе часто писала по 5-10 страниц УС в день (чувствовала потребность).
Бл, 
Хв – были проблемы. Хв очень часто вообще не получались - не могла найти в себе ничего, за что можно было бы себя похвалить. Бл очень часто ощущала и мысленно проговаривала (а если это благодарность конкретным людям, то и вслух благодарила), но не могла себя заставить записать - хотя вроде бы не такой уж и большой объем текста. 
Когда все же получалось писать Бл, это был практически один и тот же фиксированный текст с благодарностями за то хорошее, что у меня есть.
Часто также был явный самосаботаж по этим заданиям. Ощущалось бесполезным записывание того, что я уже проговорила ранее вслух или мысленно (непосредственно в момент, когда ощущала благодарность). Однако старалась записывать, пусть и через силу. Получалось далеко не всегда! 
Дни, когда получались Бл+Хв, были настоящими праздниками!
С Хв ситуация временно улучшалась в период, когда я проходила марафон "Моя любимая Я".
Позднее я обратилась к психологу, получила хороший совет (применительно к моей конкретной ситуации), и Бл+Хв пошли очень хорошо.
 – очень часто не писала (в нулевых отчетах). По-видимому, проблема была в том, что "безопасные" темы я уже исчерпала, а за травмирующие браться боялась (из-за депрессии и нехватки энергии). При этом вспоминались события великолепно, а вот записать было сложно.
На какое-то время помогло то, что я придумывала новые для себя способы писать АБ, не описывая события (и не вживаясь в них), а просто коротко обозначая факт буквально парой слов.
После работы с психологом наметился сдвиг в этой области, стало легче рассматривать некоторые темы. Но по-прежнему большая часть важных событий еще не затронута даже коротко.
ГП –  за 5 класс сделано 10 ГП, всего за все классы - 20 ГП.
АИ  – за 5 класс написано 20 АИ (писала АИ только в 5 классе, поэтому общее количество АИ - тоже 20).
Когда я училась в 4 классе, по правилам еще можно было писать АИ не сразу после ГП. Поэтому 10 ГП в 4 классе были написаны без АИ, дописывала АИ к ним уже в 5 классе.
Первые две ГП в классе были написаны в конце апреля-начале мая 2016 г., тогда я все еще была на номере отчета 1.
Хочу сказать огромное спасибо Танилье, которая была наставницей в нашем классе в сентябре 2016 г. Благодаря ей я существенно продвинулась не только по классу, но также и по ГП: 
за вторую половину сентября 2016 г. я написала целых 4 ГП (из которых три были написаны в один день!), а также написала все 16 АИ к ранее сделанным ГП.
Потом у меня был большой перерыв в ГП - с конца сентября 2016 до начала августа 2019 г.(боялась браться за них, не хватало энергии).
Последние 4 ГП в 5 классе написала в августе 2019 г.
Перечитывая ГП, замечаю, что я снова и снова возвращаюсь к некоторым ранее прорабатываемым ситуациям, в том числе к тем, которые казались мне не такими уж серьезными, но, видимо, зацепили.
ГП для меня - очень полезная, хотя и очень энергозатратная практика. Поэтому я делаю ГП только тогда, когда ощущаю у себя достаточно энергии. Осознаний от ГП достаточно много, ценные.
 – тут всё зависело от количества энергии. Если удавалось накопить в себе энергию - с шаром никаких проблем. Если не удавалось - шар не получался, даже малюсенький не выходил (даже шарик самой себе). В такие периоды уделяла побольше внимания наполнению ЛЭ.
Способ, который мне часто помогал: сначала наполнить себя шарами, потом шарики другим людям, а в конце - снова себе, для восполнения энергии.
Любовь мужу – сама по себе эта практика мне очень понравилась, я чувствовала мощную отдачу от нее - менялось и мое внутреннее состояние, и его. Но практика каждый раз отнимала у меня настолько много энергии, что часто я не могла за нее взяться, я понимала: сейчас просто не потяну! Даже когда я перед началом практики была полна энергии, в конце я была полностью измотана (хотя и с теплым чувством на душе). Поэтому в условиях нехватки энергии я даже не пыталась ее делать.
Ближе к концу класса я научилась "дозировать", мне стало легче делать эту практику (и я стала делать ее чаще), но и эффект заметно снизился.
Позитивочка – одно из любимых и простых для меня заданий. Пела всегда свои собственные позитивки; иногда на пробу пробовала петь понравившиеся чужие, но "не шло".
http://форум.школа-женского-счастья.рф/index.php?topic=6791.msg1239955#msg1239955
http://форум.школа-женского-счастья.рф/index.php?topic=6791.msg1243398#msg1243398
Длинная позитивка-конструктор, которую я сочинила спустя первые 3,5 месяца в 5 классе:
http://форум.школа-женского-счастья.рф/index.php?topic=6791.msg1429600#msg1429600
и дополнительные куплеты к ней - http://форум.школа-женского-счастья.рф/index.php?topic=6791.msg1445482#msg1445482
В списке одобренных значатся как отдельные позитивки, реально пою как одну очень большую. 
Эта позитивка меня саму очень вдохновила.
Первые две позитивки пою часто и без учета времени - иногда непроизвольно начинаю петь мысленно, иногда использую осознанно (чтобы отогнать неприятные мысли, или чтобы отсчитывать ими время в отсутствие таймера - у этих позитивок очень удобная длительность, ровно 1 минута и ровно 1,5 минуты). Разумеется, это пение не учитывала в отчетах. Последнюю позитивку пою уже целенаправленно, по таймеру, она помогает мне помнить список регулярных дел (например, часть ее куплетов - это по сути напоминалка по заданиям 5 класса).
С позитивкой никогда никаких проблем не было, поются легко, охотно, польза от них очень даже ощущается. Часто пела помногу, заметно больше "нормы" в 30 минут (полтора-два часа и более), мне это приносит удовольствие.
Как правило, если в ненулевом отчете у меня отсутствует позитивка, значит, просто был форсмажор, из-за которого не спела в намеченное время, а потом просто забыла.
Контроль речи - 
начала с контроля проявления негативных интонаций в речи и бранных слов. В состоянии стресса у меня с тем и другим проблемы. Отмечу, что за мой весьма длительный срок обучения в 5 классе есть заметный прогресс в этом.
В декабре 2016 добавила новые отслеживаемые пункты: 
- просторечные слова ("Чё" и т.п.) 
- самообвинения и самоуничижение 
- нытье и жалобы 
Ближе к концу класса добавила дополнительные пункты для отслеживания:
"Экологичная" обратная связь:
- "я-высказывания" (вместо негативных интонаций)
- проговаривание состояний (если самочувствие плохое, спокойно проговорить это, а не ныть)
Исправление речи:
- скороговорки (дикция)
- хорошая литература (классика и т.п. - правильная "словесная среда") 
Из-за депрессии, во время которой я начала 5 класс, со всеми этими пунктами было всё очень плохо. 
Начала с простого: план по улыбке - улыбаться хотя бы кому-то или чему-то хотя бы раз в день, план по осанке - хотя бы изредка выпрямлять спину. Когда стало получаться, добавила дополнительные пункты: улыбка себе в зеркале,  в конце класса также медитация "королевы" (спонтанно придумался такой прием).
Про медитацию королевы: cмысл в том, чтобы стоять/сидеть/идти с прямой спиной, осознавая при этом чувство собственного достоинства, уверенности в себе, внутреннего спокойствия и способности справиться со всем, что предлагает мне жизнь.
В значительной степени помогало то, что в моей позитивке-напоминалке есть пункты про осанку и улыбку - когда пою куплет, сразу делаю соответствующее действие.
Внешний образ: старалась, делала то, что могла. 
В целом ситуация по УОВО за время обучения в 5 классе улучшилась.
КСД (для замужних) – с этим заданием в самом начале класса возникли сильные проблемы. 
При этом я отдавала себе отчет в том, что именно для меня задание КСД - очень важное и нужное. 
Сдерживаться и не спорить, не отвечать отказом - это оказалось для меня очень энергозатратно (именно принуждение себя к согласию отнимало силы, хотя сами действия, которые я должна была выполнить, могли быть простыми и сопротивления против их выполнения как такового у меня не было). При этом когда у меня все же получалось КСД, я чувствовала изменения в его настроении (он был счастлив и умиротворен), а я чувствовала себя как выжатый лимон.
Одно время старалась выполнять по максимуму. 37 КСД за день - достаточно типичное число для выходного дня (взяла из одного из своих отчетов). В дни, когда мало общались, количество КСД снижалось до 5-6 в день.
В какой-то момент получила указание: "Перестань со мной соглашаться!" - в итоге растерялась, не понимая, как дальше выполнять КСД. Потом вроде бы забылось это указание...
Был период, когда я просто избегала общения, чтобы не пришлось выполнять КСД.
Часто делала с отчаянием - говорила фразу, на самом деле в душе понимая, что будет ФсМ.
Цитата из одного из отчетов:
Как всегда, сильное чувство внутреннего протеста, усталость и обреченность при выполнении этого действия.
В дальнейшем стало проще делать это задание, но часто забывала из-за рассеянности.
В итоге сейчас ситуация все же улучшилась, мне теперь легче говорить эту фразу.
Наблюдение: когда отслеживала и ажуры, пни, фиги - оказывалось, что в целом Ф/ФсМ меньше, чем раньше.
В целом прогресс по заданию есть, польза от него ощущается.
ДП (начальство) – поскольку у меня было 2 объекта послушания, КСД я выполняла применительно к мужу, но по второму объекту послушания продолжала вести ДП.
Разрешение на выбор объектов послушания ДП очень часто не получался попросту потому, что когда у меня было мало сил, я делала отчеты только по выходным (т.е. в ДП у меня в такие дни было пусто по объективным причинам). С другой стороны, я заметила, что было и сопротивление заданию ДП (не только послушанию, но собственно ведению подсчетов).
В дни, когда ДП получался, часто было много ФсМ (в основном из-за неумения трезво оценивать свои силы).
Пожертвования – очень часто делилась с кем-то знаниями, временем и вниманием. Делиться знаниями - это привычный для меня способ, желанный и приносящий удовольствие. Делиться временем и эмоциональным вниманием ("оказывать поддержку") для меня очень тяжело, однако способ все же привычный (часто делаю из чувства долга).
Время от времени пробовала другие способы: денежное пожертвование, угощение кого-то, отдача вещей на благотворительность и т.п. 
Кроме этого, несколько раз за класс курировала: 9 недель в классах с 1 по 4 (при этом в одну из недель параллельно курировала 4 и подготовительный класс. Это был интересный опыт!)
Курирование для меня - непростое действие (никогда не получается вот так просто найти нужные слова), но очень теплое и вдохновляющее: часто после курирования у меня самой было продвижение по классу.
Хот-спот (2 минуты)  – получалось гораздо чаще, чем уборка с любовью; однако заметила, что испытываю сильное раздражение при выполнении этого задания. Часто не удавалось себя заставить его сделать, хотя вроде бы и недолго, и не утомительно...
Уборка с любовью (15 минут) – были сложности с этим заданием.
Во-первых, часто не было сил на целых 15 минут уборки без перерыва (а я уточняла в теме обсуждения заданий, делать нужно именно подряд). Это относится в основном либо к периодам обострения депрессии (когда трудно делать даже простейшие действия по полминутки), либо к периодам, когда просто было много работы и мало сил. 
Во-вторых, были некоторые психологические сложности - относящиеся не к уборке как таковой, скорее ко всем новым заданиям класса сразу. 
Бывало так, что уборку как таковую я делала, но никак не получалось сделать ее с шаром. Такой сильнейший протест против самой идеи "ощущать любовь к дому"... при том, что сознательно мне эта идея нравится, а вот на подсознательном уровне сильный протест. С помощью психолога я с этим разобралась постепенно.
Ближе к концу класса стало легче делать задания "ХС" и "уборка с любовью", т.к. поняла, что именно вызывало внутреннее сопротивление, и нашла мотивацию для их выполнения.
Повышение ЛЭ:По-прежнему подсчитывала по 8 категориям, как и в 4 классе (мне такое деление удобно).
В списке восклицательными знаками (!) отмечала пункты, от которых ощутила реальное наполнение "прямо сейчас", примерно пропорционально степени наполнения (чем больше знаков "!", тем больше наполнило меня это действие).
Также отмечала символами (*) - редкое/новое, (**) - новое  или настолько редкое, что можно считать новым.
В начале класса из-за депрессии было очень тяжело делать какие-то действия по повышению ЛЭ: приходилось изыскивать силы, через силу делать даже простейшие действия. Однако даже само по себе написание отчетов (пусть и нулевых) давало эффект структурирования жизни, по чуть-чуть вытягивая из депрессии. Очень помогало то, что я обращала внимание на прогресс и заносила в отчет любые свои действия, улучшающие ситуацию, даже мелкие.
Также очень помогали альтернативные письменным практикам способы сброса эмоций - невербальные (разные виды арт-терапии).
Были также периоды, когда я очень сильно уставала и лучшим наполнением для меня было попросту отоспаться: могла проспать весь выходной, и так каждый раз. Составила себе специальный список по приоритетам, что в таких ситуациях делать в первую очередь, что во вторую и т.п.
Старалась использовать способы, которые меня максимально наполняют при минимальных вложениях энергии.
Соотношение используемых способов повышения ЛЭ по категориям у меня примерно сохраняется: больше всего заботы о себе, на втором месте - внутренний мир. По остальным категориям действий заметно меньше; на последнем месте - "активный образ жизни", "взаимоотношения" и "забота о других". По сравнению с предыдущими классами постепенно увеличивалось количество действий по заботе о других, также стала гораздо больше общаться с родителями (хотя бы по телефону) и нашла способ хотя бы иногда общаться с кем-то вне работы и дома. Но по всем этим пунктам всё  еще очень мало действий. Также в конце 5 класса стало больше "уборочных" действий.
Я ощущаю, что проделала огромную работу в 5 классе. Да, выполнение мной заданий класса далеко от идеала, но прогресс есть. А главное - есть изменения во внутреннем мироощущении.
Хочу сказать огромное спасибо Лиане Ивановне за ШЖС; всем наставницам, которые помогали нам учиться в 5 классе; милым одноклассницам за теплые слова и хороший пример; всем девочкам, кто меня поддерживал в тяжелые минуты; девочкам из 1-4 классов - за вдохновение!  
 
  
  
  
 